Организация и проведение коррекционно-развивающих занятий в

ГБОУ школе № 755 «Региональный Центр аутизма»

   
 


  

Коррекционно-развивающие занятия являются не только формой обучения, но и условием, которое обеспечивает успешное освоение содержания учебных предметов, предусмотренных программой. Необходимость создания специальных условий (психолого-педагогических, материально-технических, организационных) для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья определяется рядом нормативно-правовых актов:

- Федеральный Закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;

      - Закон Санкт-Петербурга от 26.06.2013 № 461-83 "Об образовании в Санкт-Петербурге";

- Федеральный базисный учебный план, утвержденный приказом Министерства образования Российской Федерации от 09.03.2004 № 1312;

- Федеральным базисным учебным планом, утвержденным приказом Министерства образования Российской Федерации от 10.04.2002 № 29/2065-п «Об утверждении учебных планов специальных (коррекционных) образовательных учреждений для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии»;

- Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 30.08.2013 № 1015;

- Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 24.11.2015 N 81 «О внесении изменений N 3 в СанПиН 2.4.2.2821-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения, содержания в общеобразовательных организациях»;

- Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 10 июля 2015 года N 26 «Об утверждении СанПиН 2.4.2.3286-15 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения и воспитания в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»

Коррекционная работа осуществляется в рамках целостного подхода к воспитанию и развитию ребенка. Исходным принципом для определения целей и задач коррекции, а также способов их решения является принцип единства диагностики и коррекции развития. Главным является и создание условий, в максимальной степени, способствующих развитию ребенка.

Коррекционно-развивающие занятия проводятся с учащимися на основании заключения МПК (медико-психолого-педагогической комиссии), в котором указаны условия реализации образовательной программы и результатов углубленной диагностики педагогов, психолога, дефектолога, логопеда. При изучении развития и индивидуальных особенностей школьника принимаются во внимание следующие показатели: психофизическое состояние и развитие ребенка, особенности и уровень развития познавательной сферы, особенности усвоения знаний, умений, навыков, предусмотренных программой.

При подготовке и проведении коррекционных занятий учитываются индивидуальные особенности каждого учащегося.

Особенность обучения детей с нарушениями интеллекта и сложным дефектом развития предполагает необходимость коррекционно-развивающей работы с ними, что обеспечивается внесением в учебный план групповых и индивидуальных коррекционно-развивающих занятий, так как каждый ребенок обладает лишь ему присущим комплексом медицинских диагнозов и ограничений, личностных отклонений, элементов психического недоразвития.

Коррекционно-развивающие занятия проводятся индивидуально или с малыми группами учащихся (2-4), как параллельно с основными занятиями (логопедические занятия, занятия педагога-психолога), так и во вторую половину дня после часового перерыва вне сетки школьного расписания (фонетическая ритмика, музыкально-ритмическое развитие), что обусловлено спецификой учреждения. Эти занятия, учитывая дефект  каждого конкретного ребенка, направлены на его индивидуальное сопровождение, коррекцию  и педагогическую поддержку. Группы комплектуются с учетом однородности психофизических, речевых нарушений, причем состав групп постоянно меняется.Продолжительность занятия 15 – 25 минут.

Коррекционно-развивающие занятия проводятся учителем начальных классов (учитель-дефектолог) индивидуально и по подгруппам. Группы комплектуются с учетом однородности психофизических, речевых нарушений.

Основные направления в работе:

  • совершенствование движений и сенсомоторного развития;
  • коррекция отдельных сторон психической деятельности;
  • развитие основных мыслительных операций;
  • развитие различных видов мышления;
  • коррекция нарушений в развитии эмоционально-личностной сферы;
  • развитие речи, владение техникой речи;
  • расширение представлений об окружающем мире и обогащение словаря;
  • коррекция индивидуальных пробелов в знаниях.    

Коррекционно-развивающие занятиястроятся на основе предметно-практической деятельности детей, осуществляются учителем через  систему специальных упражнений и адаптационно-компенсаторных технологий, включают большое количество игровых и занимательных моментов.

Коррекционная работа в классах проводится в виде фронтальных и индивидуально-групповых занятий; продолжительность занятий и перемен, чередование занятий определяются учителем, исходя из психофизических особенностей и возможностей, эмоционального состояния детей.

Коррекционно-развивающие занятия по «Лечебной физической культуре (ЛФК)»проводятся индивидуально или  по подгруппам в соответствии с медицинскими рекомендациями.

Коррекционно-развивающие занятия по «Фонетической ритмике» направлены на формирование у учащихся устной речи, ее восприятие на слухозрительной и слуховой основе и воспроизведение (произношение), проводятся индивидуально.

Коррекционно-развивающие занятия по «Музыкально-ритмическому развитию»способствуют общему развитию, исправлению недостатков физического развития, общей и речевой моторики.

 

О результатах оценки уровня удовлетворенности участников программы повышения квалификации «Возможности особенных детей: опыт системы Василеостровского района Санкт-Петербурга», 17 января 2018

 

Оценка удовлетворенности участников программы проводилась при помощи анкетирования по следующим показателям:

  • соответствие содержания мероприятий программы заявленной теме;
  • актуальность полученных слушателем знаний;
  • новизна полученной информации;
  • понятность излагаемого материала;
  • практическая ценность материала;
  • общая оценка мероприятия.

Каждый показатель оценивался слушателем по десятибалльной шкале.

По результатам мероприятия были собраны и проанализированы 22 анкеты.

Анализ средний значений по показателям (рис. 1) позволяет выявить высокий уровень удовлетворенности участников проведенным мероприятием.

 

Рисунок 1

Удовлетворенность участников курсов повышения квалификация «Возможности особенных детей: опыт системы Василеостровского района Санкт-Петербурга»

 

Максимально высокие оценки (10 баллов) получены по показателям «Соответствие содержания мероприятий программы заявленной теме» и «Актуальность полученных знаний». Наиболее низкая оценка (9 баллов) зафиксирована для показателя «Новизна полученной информации».

Ранжирование средних оценок (таблица 1), полученных для каждого участника мероприятия, демонстрирует наличие высокого уровня удовлетворенности всех слушателей курсов.

Таблица 1

Распределение средних индивидуальных оценок удовлетворенности курсами повышения квалификации

№ п/п

Диапазон баллов

Количество средних оценок в данном диапазоне

1.

1,0-1,9

0

2.

2,0-2,9

0

3.

3,0-3,9

0

4.

4,0-4,9

0

5.

5,0-5,9

0

6.

6,0-6,9

0

7.

7,0-7,9

0

8.

8,0-8,9

1

9.

9,0-9,9

10

10.

10

11

                

Как видно из представленной таблицы, разброс средних оценок невелик: минимальная средняя оценка, выставленная участником за мероприятие, составила 8.7 балла, максимальная – 10 баллов.

Таким образом, анализ уровня удовлетворенности участников программы курсов повышения квалификации позволяет сделать следующие выводы:

  1. Участники программы высоко оценили мероприятия, реализованные на базе ГБОУ школы №755 «Региональный центр аутизма» Василеостровского района.
  2. Наиболее высоко из показателей, характеризующих отдельные составляющие мероприятий программы, участники оценили актуальность и доступность полученных знаний.
ПОЛЕЗНЫЕ САЙТЫ
президент уполномоченный администрация комитет администрация ВО
ПОЛЕЗНЫЕ САЙТЫ
гос.услуги спб министерство образования и науки РФ российское образование петербургское образование
ПОЛЕЗНЫЕ САЙТЫ
мчс комитет по вопросам законности, правопорядка и безопасности гспи русрегионинформ знаем-можем
Наш адрес:
199004
Санкт-Петербург,
7-я линия Васильевского острова, д.66, литер А



+7 (812) 241-32-02 sch755autism@obr.gov.spb.ru
Как нас найти
121212